В музее выставляются экспонаты, представляющие французское художественное наследие с 1848 года до 1915 года, включая картины, скульптуры, мебель, и фотографии.

Фотография

В 1970-ых годах, когда было решено преобразовать железнодорожную станцию Орсе в музей, представляющий искусство 19-ого столетия, ни у одного музея искусств во Франции не было секции фотографии. Но все же место было зарезервировано для экспозиции, посвященной фотографии в будущем Музее дОрсе, поскольку фотография была одним из главных изобретений того периода в истории искусства. Однако первоначально нужно было сделать выбор между созданием постоянной коллекции или просто организацией временных выставок фотографий, принадлежащих другим учреждениям или частным коллекционерам; но несколько факторов оказали влияние на выбор администрации музея в пользу первого решения. Это решение предоставило музею возможность обогатить наследие Франции, гарантировало степень независимости в организации выставок в своих галереях и давало возможность избежать ловушки "мертвой" секции без своей собственной коллекции.

В 1978 году было принято решение создать фотографическую секцию в Музее дОрсе. Коллекция должна была быть создана на «пустом месте», потому что, в отличие от живописи и скульптуры, фотография не входила в коллекций, уже собранные Музеями дю Люксембург и Лувр. Коллекция не должна была охватывать все 19-ое столетие, а покрывала более короткий период с 1848 года до 1914 года. Но это решение было нелогичным из-за желания подчинить коллекцию фотографии строго этим временным срокам. С одной стороны, об изобретении фото техники официально объявили 19 августа 1839 года астроном и физик Луи Франсуа Араго, на сессии Академии Наук в Париже, и, с другой стороны, в эстетическом понимании, только 1918 год соответствует началу развития современной фотографии. Формирование коллекции было начато в 1979 году. Во-первых, коллекция должна была отобразить формальное развитие фотографии - искусство под влиянием технических переворотов. Фотографические методы подверглись глубоким изменениям за этот период: у первых камер дагерротипа, которые были большими, трудными в обращении и требовали длительного позирования, было немного общего с маленькими «мгновенными» камерами конца 1880-ых годов, которые моментально стали популярны в обществе и имели огромный коммерческий успех. Во-вторых, одной из задач коллекции было сбор ранних оригинальных печатных изданий, негативов или фотографий. В-третьих, коллекция должна была отразить «международный характер» Музея дОрсе и показать связи между школами фотографий разных стран.

Первые фотографии в коллекцию были куплены непосредственно музеем. Администрация Музея дОрсе ассигновала специальные фонды с целью покупки экспонатов в свою коллекцию фотографии до 1987 года, и периодически фонд Наследие также оказывает помощь в приобретении экспонатов для Музея. С 1989 года, вклад Национальной Комиссии Фотографии помог поддержать активную политику приобретений.

Первая покупка музея была замечательным альбомом "примитивного" периода. Это - термин, данный периоду с 1839 года до 1863 года, который иногда называют Золотым Веком Французской и Английской фотографии. Этот альбом, соединенный фотографом Луи Альфонсе де Бребиссоном содержал приблизительно сорок работ его современников. В особенности есть два замечательных отпечатка с негатива лидера французской школы, Гюстава Ле Грея (Gustave Le Gray). Первый, Бриг в лунном свете, является красивым видом на море, одним из любимых предметов Ле Грея; второй является видом монастыря Мойссак, был сделан в Миссии Гелиографии, первая общественная, коллективная фотография в истории фотографии, сделанная в 1851 году. Иногда, наборы ранних фотографий оставались в семье фотографа. В 1981 году, ряд, купленный у Джозефа Негре, показал работу его прадеда Шарля Негре, одного из самых важных французских примитивистов, и этот рад стал частью французской общественной коллекции. Женевьев Ноффлард, крестница гравёра и фотографа Анри Ривье (Henri Riviere), продала музею ряд из восьмидесяти трех снимков в 1987 году. Эти отпечатки показывают современному человеку выдающиеся виды Парижских улиц или сельской жизни в Бретани в конце 19-ого столетия. В 1993 году, музей купил коллекцию из ста семидесяти девяти отпечатков у семьи Поля Бурти-Гавиланда. Сын великого американского производителя фарфора в Лиможе, Бурти-Гавиланд был американским фотографом пикториалистом. Другим важным приобретением музея была покупка в 1998 году автопортрета Дегаса с дочерьми живописца Леролля, который оставался в семье Леролль.

Общественные аукционы также предоставили Музею дОрсе возможность купить работы на открытом рынке. Музеем был приобретен поразительный портрет Боделара Надара в 1988 году, студийную коллекцию известного портретиста Эжена Дисдери в 1995 году, великолепные виды неба Ле Грея в 1997 году и «нагую» коллекцию Великого пиктореалиста Эдварда Штейхена в 1999 году.

В 1982 году, фотографические архивы Отдела Наследия предоставили музею более чем двести пятьдесят бумажных отпечатков с Миссии Гелиографии. Эта передача иллюстрировала интерес музея д'Орсе в бумажных отпечатках, ранее считавшихся просто необходимым "инструментом" для того, чтобы получить отпечаток фотографии.

В 1980 году, Музей д'Орсе организовал свою первую выставку фотографий, в прежнем Музее дю Люксембург. Выставка была посвящена Шарлю Негре и привела к пожертвованию ряда экспонатов Жозефом Негре в коллекцию музея.

В 1983 году, несколько тысяч экспонатов были пожертвованы фондом Kodak Pathe, затем, в 1986 году, приблизительно три тысячи фотографий, иллюстрирующих жизнь верхней прослойки среднего класса, были подарены музею семьей, которая основала шоколадную фабрику Менье (Menier). К столетию дня смерти Виктора Гюго музею были пожертвованы коллекции фотографий от Одри Жево, Мари-Терез и Одри Жаммс и семьи Жана Гюго. В 1984 году фотографии, сделанные под руководством поэта Огюста Ваккери и сыновьями Виктора Гюго, также вошли в коллекции музея.

Более чем тысяча отпечатков и приблизительно пятьдесят автохромов Поля Бурти-Хавиланд были присоединены к коллекции в 1993 году и 1995 году благодаря великодушию госпожи Николь Маритч-Хавиланд и господина Джека Хавиланда. Наконец, в 2003 году, подарок от фонда Жоржа О'Киффе принес музею двадцать два оригинальных отпечатка с негатива Альфреда Стеглица.

Когда Музей дОрсе был открыт в декабре 1986 года, коллекция включала приблизительно двенадцать тысяч фотографий. На сегодняшний день коллекция содержит уже более чем сорок пять тысяч экспонатов. Новые приобретения включают - покупку, в 2003 году, двух фотографий живописца Фердинанда Кноффа, на которых изображена его сестра Маргерит, и восемьдесят шесть фотографий Жана Лорана у Отдела Скульптуры Лувра в 2004 году. Покупки в 2005 году включают Портрет Человека Стеглица, Лесной ручей Секка, анонимный набор из двенадцати странных коллажей - Навязчивая идея, три дагерротипа Адольфа Умберта де Моларда и шести отпечатков Роджера Фентона. В 2006 году, музей принял в подарок ряд фотографий Мориса Дениса от его внучки, Клэр Денис, и в том же самом году музей купил более чем пятьсот фотографий, которые когда-то принадлежали живописцу Эдмонду Лебелю. Важность и разнообразие этих примеров подтверждают, что фотографическая коллекция Музея дОрсе столь же обширна, как и другие коллекции музея.

   
   
    admin@d-orce.ru, 2008 - 2018
При цитировании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна